Разновидности шарнирных подшипников
Термином «шарнирный подшипник» принято именовать самоустанавливающиеся подшипники скольжения, внешнему и внутреннему элементу которых придана сферическая форма.
Изделия данной конструкции рассчитаны на восприятие существенных аксиальных и разнонаправленных осевых нагрузок.
Классификация шарнирных подшипников
В России эта продукция выпускается согласно требованиям норматива 3635-78. Этим документом установлена классификация изделий по ряду показателей.
По реализованному варианту пары трения:
- Сталь-сталь (обслуживаемые). Обе обоймы такого изделия выполнены из подшипниковой стали (хромистой высокоуглеродистой).
Их поверхности скольжения проходят предварительную обработку фосфатами с последующим нанесением на них сухим способом дисульфида молибдена.
Это решение обеспечивает возможность работы данного подшипника с незначительными крутящими моментами. Подобные поверхности отличаются великолепной износоустойчивостью, что положительно сказывается на сроках эксплуатации изделий, и значительной нагрузочной способностью.
Эти модели отлично приспособлены для работы с механическими переменными нагрузками, включая ударные.
Применяются в строительных машинах и промышленном оборудовании.
- Иные материалы (необслуживаемые). Поверхность скольжения внешней обоймы имеет политетрафторэтиленовое покрытие и усиливается дополнительно арматурной сеткой, изготавливаемой из специального медного сплава. Обойма внутренняя имеет хромовое покрытие повышенной твёрдости.
Эти изделия отличаются минимальными деформациями ползучести, возникающими под действием сжимающих нагрузок и весьма значительной износостойкостью. Что позволяет использовать такие подшипники без обслуживания.
Рассчитаны на восприятие нагрузок, прилагаемых в фиксированном направлении. Широко применяются в некоторых строительных машинах, оборудовании пищепрома, строительных машинах, иных механизмах, в которых использование смазки принципиально не допускается.
Подшипники для соединений различных типов
В подвижных соединениях шарнирные подшипники функционируют, благодаря перемещению колец, друг относительно друга, с минимальными скоростями скольжения.
В соединениях подобного типа используются подшипники следующих моделей:
- без отверстий и подающих канавок, предназначенных для подачи смазочных материалов. Сюда входит три типа: первый - ШП, второй - Ш, третий - ШЛ;
- имеющий вышеназванные устройства для подачи смазки, выполненными на внутренней обойме. Эта тройка: первый тип - ШСП, второй - ШС, третий - ШСЛ;
- с аналогичными устройствами на внешней обойме. Первый тип -ШСП…К1, второй - ШС…К1, третий - ШСЛ…К1;
- если канавки для смазывания и отверстия выполнены на обеих обоймах. Первый тип - ШСП…К, второй - ШС…К, третий - ШСЛ…К.
К соединениям неподвижным относятся монтажные сочленения. Установленные в них подшипники работают не постоянно. Кольца, при возникновении единичных сдвигов, перемещаются, одно относительно другого, компенсируя возникающие несоосности.
В подобных соединениях используются шарнирные подшипники таких типов, как ШМП (первый вариант), ШМ (второй), ШМЛ (третий), которые не имеют устройства для подачи смазки.
По конструктивному исполнению внешней обоймы
- с неразъёмной (тип первый - ШС…К, второй - ШС, третий - ШС…К1, четвёртый - Ш);
- имеющие одну прорезь (первый - ШСП…К, второй - ШСП, третий - ШСП…К1, четвёртый - ШП, пятый - ШМП);
- с разъёмной обоймой (две прорези). Первый тип - ШСЛ…К, второй - ШСЛ, третий - ШСЛ…К1, четвёртый - ШЛ.
Кроме этих версий подшипники скольжения могут иметь иные варианты реализованной пары трения:
- ШН – устанавливается в подвижных соединениях. Пара трения сталь – металлофторопласт;
- ШЕ – внутренняя обойма изготовлена из композитов (фторопласт в смеси с полиамидом);
- ШСР – имеют два внешних полукольца;
- ШЛТ – используется в подвижных соединениях. Пара трения сталь – органоволокнит;
- Тип ШУ – радиально-упорного типа.
В каталоге нашего интернет-магазина можно заказать и приобрести шарнирный подшипник любого типа.